Родительский университет

Опубликовано:  07.08.2020

Изображение

Приказ МО и Н РА от 09.09.2020 г. № 1334 «Об организации работы республиканского Родительского университета в образовательных организациях Республики Адыгея в 2020-2021 учебном году»

 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Цели деятельности «Родительского университета»:
-Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
-Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Родительский университет предполагает:
-Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
-Повышение педагогической компетентности родителей.
-Развитие интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
-Обогащение опыта психологическими, педагогическими и социальными знаниями.

Нетрадиционные формы работы с родителями
1.Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
4. Родительские встречи — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Правила сотрудничества с родителями
• Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
• Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь — самые лучшие дети в мире.
• Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
• Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
• Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
• Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
• Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
• Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей — это может вызвать отрицательную реакцию.
• Помощником вам может стать родительский комитет.

Педагогам и родителям на заметку:
• если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
• если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
• если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
• если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
• если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
• если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
• если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
• если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
• если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
• если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Учиться никогда не поздно!

Информационная поддержка

Я – родитель | Сайт для родителей и детей
Фонд поддержки детей Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи логоТД 10.png

 

Язык инклюзии: как общаться с особыми детьми

Язык-инклюзии